29 января 2010, 21:11
Прошло сообщение о первом полете российского истребителя 5-го поколения ПАК ФА.
Вроде хорошо, догоняем американов с их JSF. Для тех кто не в курсе - программа F-22 практически закрыта. У американ актуальна глубокая модернизация F-16, F/A-18 и доводка JSF F-35.
Вспоминаются события 11-летней давности, когда с шумом поднимали "понты Сухого" С-37. Было заявлено, что это почти готовый истребитель 5-го поколения. Спецы-авиаторы, к которым я себя относил уже тогда (МАИ однако!), скептически морщились и предвещали тихое закрытие программы. Так и вышло. Как бы с ПАКом не повторилось!
Я сам приложил руку к ПАК ФА в КБ Микояна. Помню разговоры нашего ведущего (по теме ПАК ФА же!), о том, что никто на самом деле не может сказать, что такое 5-е поколение. Нет, можно говорить про малозаметность, крейсерский сверхзвук, внутреннее размещение подвесок и пр. Давайте так: у SR-71 заметность малая? - вполне; крейсерский сверхзвук есть? - да; БРЭО сильное? - да. Так что, 5-е поколение?
Контрдовод. F-35VSTOL. Где у него внутреннее размещение? Там же подъемный вентилятор, вал вентилятора, а затем двигатель. Значит не пятое?
Далее, авиазаводы наши - не 5-го поколения. Капоты приходится подгонять, листы обшивки - тоже. По месту подгонять. А качество поверхности? У нового "Лендровера" качество поверхности выше, чем у нового МиГа.
Далее, планер-полдела. А движки? "Малодымные" РД-33, их клоны и иже с ними? Новых газогенераторов-то нету! А без них получается очередное повторение движков 70-х(!) годов!
Теперь, напомню, Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации. А как у нас дела с БРЭО, с подвесными системами? Вон, Х-35 после 20 лет разработок наконец-то приняли на вооружение. А РВВ-АЕ? с ней до сих пор не все гладко - те же решетчатые рули, к примеру. А ведь речь идет о КОМПЛЕКСЕ. С чем комплексировать новый планер?
В общем, не знаю кому как, а у меня весть о первом полете ПАК ФА вызывает больше скепсиса, чем радости. Хотя... если в данной ситуации я окажусь неправ - я буду только рад.
Journal information