Igor_flam120 (admiral_scheer) wrote,
Igor_flam120
admiral_scheer

Categories:

По следам Лазаревского водопровода

Вопрос подачи питьевой воды населению Севастополя стоял с момента основания города - климатв Крыму жаркий и засушливый, с полноводными реками имеются известные проблемы. Решить этот вопрос пытался ещё светлейший князь Потёмкин-Таврический, однако сильно не преуспел - банально, не хватило средств; хотя работы по укладке труб начинались.
Следующую попытку предприняли в 20-е годы XIX века - француз Антуан Рокур составил проект водопровода, предназначенного для заполнения доков. Для современного уха звучит несколько диковато - море же рядом, однако, не стоит забывать что в указанные времена, корабли были исключительно деревянными. Проблема состояла в том, что в Чёрном море был распространён корабельный червь, и ущерб деревянным корпусам он наносил изрядный. Вот, для борьбы с ним и предназначался водопровод с пресной водой - в ней, зловредный моллюск быстро погибал.
В 1833 году, командующим Черноморским флотом становится адмирал Лазарев, а два года спустя, император Николай I утверждает лазаревский план строительства нового Адмиралтейства. Проект Рокура перерабатывает инженер Аптон, и аптоновский проект принимается к реализации. Протяжённость водопровода составила 18 км, он включил в себя каналы, акведуки и тоннели; были, также, выполнены водоподъёмный колодец и пруд-накопитель. Закончили строительство в 1853 году, однако, пробное докование состоялось раньше -  году в 1850, и результат оказался обескураживающим: процесс заполнения дока продолжался более двух недель при расчётных трёх днях.
Как известно, в 1854 году началась Первая оборона Севастополя, и после неё водопровод, как и весь город оказался сильно разрушен. Двадцать лет спустя, остатки водопровода оказались на будущей трассе Лозово-Севастопольской железной дороги и были разобраны.
До наших дней дошли остатки акведуков в Аполлоновой, Ушаковой и Советской балке (во времена оные она называлась Каменоломенным оврагом). Также, сохранился тоннель в районе Каменоломенного оврага и акведук в районе села Хмельницкое.

Несколько выше по течению Хмельницкого, в пойме реки Чёрной, расположена  плотина:

Как видно, сооружение выполнено из железобетона, однако, источники утверждают, что плотина перестроена; что изначально она была сложена из камня, и что именно здесь находился забор Лазаревского водопровода. Так оно или нет - вопрос открытый. В лесу видны следы каменной кладки:


Кроме того, чуть поодаль, можно пройти по бывшему водотоку, явно искусственного происхождения:

Однозначно заявить, что это остатки Лазаревского водопровода мешает тот факт, что рядом имеются остатки систем полива. Вариантов три - либо это действительно остатки, либо это послевоенная система, либо это остатки, но приспособленные для нужд с/х.

Следующий объект сомнений не вызывает - Чоргуньский акведук, тот самый, что простроен Аптоном:

Учитывая все перипетии, надо заметить, что сохранился он очень неплохо. Обстрелы, землетрясение, потоки воды... Выщербленные камни - это, практически, мелочь:


К акведуку, по обеим сторонам, подходят бетонные лотки - та самая, послевоенная система орошения. Да и сам жёлоб акведука тоже имеет следы восстановления:


Если предположить, что догадки о начале водопровода верны, получается, что изначально, трасса шла по правому берегу Чёрной, затем по Чоргуньскому акведуку переходила на левый берег и шла в сторону села Штурмовое, где по данным источника был пруд-накопитель. Далее, вдоль бухты водопровод шёл до нынешнешнего Севморзавода. На Радикале мне попалась фотография из музея СМЗ, она была приведена в одном из севастопольских форумов. :

Если вернутся к Чоргуньскому акведуку, то от него, в сторону предполагаемой плотины водозабора идёт насыпь, на которой имеется лоток оросительной системы. Думаю, она тоже изначально относилась к Лазаревскому водопроводу, по крайней мере, расположение на местности близко к тому, что показано на карте:

Впрочем, окончание водопровода находилось в противоположной, от направления съёмки, стороне, так что, логично будет двинуться дальше. Однако, о дальнейшей трассировке - в другой раз.

Источники:
"Слава Севастополя"
Ялита
Tags: Лазаревский водопровод, Севастополь, история, фото
Subscribe

Posts from This Journal “Лазаревский водопровод” Tag

promo admiral_scheer september 20, 2024 19:33 89
Buy for 20 tokens
Занимаясь прыжками с парашютом, и даже не просто занимаясь, а отводя этому занятию весьма немалую часть жизни, неминуемо сталкиваешься с отношением окружающих к этому занятию. Понятное дело, что нас, по небу летающих (я сейчас говорю не только за парашютеров, но и за близких родственников -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Posts from This Journal “Лазаревский водопровод” Tag