Igor_flam120 (admiral_scheer) wrote,
Igor_flam120
admiral_scheer

Categories:

Табельное

Дело было пару лет назад. Вечер, угроза прыжков миновала. Занимаемся всяк своими делами. И вдруг, слышится звук летящего вертолёта. Оказалось - к нам. Гости, да еще какие:


Гостем оказался милицейский Ка-226. Вертолёт совершал полёт с журналистами, а к нам завернул для дозаправки и ночлега.
Вот он. Экипаж проводит послеполётное обслуживание, а пассажиры - за этим наблюдают:

Виден шланг, лежащий на асфальте. Готовятся дозаправлять.
А вот с другого ракурса:

Подойдя к командиру и спросив разрешения, я стал осматривать машину.
Вообще, Ка-226 - машина интересная. Свою родословную она ведет с 60-х гг ХХ века. Тогда, в ОКБ Камова решили создать универсальный вертолёт. Изюминка состояла в том, что пассажирский салон был съёмным - прямо на аэродроме его можно было отсоединить, и на его место поставить грузовую платформу или бак для химикатов. Такая схема получила название "летающее шасси".
Наряду с достоинствами, были у вертолёта и недостатки. Самый главный из них - применение поршневых двигателей семейства М-14. Эти двигатели имели воздушное охлаждение, и на режиме висения перегревались. Чтобы избежать заклинивания, продолжительность висения ограничивалась. Другой недостаток - двигатели потребляли дорогой авиационный бензин Б91/115.
Для ликвидации этих недостатков, создали газотурбинный вариант, получивший название Ка-126. Но и здесь не всё было гладко - вертолёт имел один двигатель. Этот недостаток устранили только в 90-х гг, установив на вертолёт 2 импортных двигателя - не было отечественных подходящей размерности.  Так и появился Ка-226.

Знакомство с вертолётом я начал с кабины. Вот место КВС:

Видна приборная доска, центральный пульт с радиостанциями и рычаги управления вертолётом (или - рычаги циклического шага).
Управление вертолётом имеет определённые отличия от самолётного. В самолёте, пилот работая рычагами управления двигателем (РУД) задаёт тягу, а штурвалом, или рычагом управления самолётом - отклоняет рулевые поверхности, заставляя самолет поднимать или опускать нос, или входить в крен. Когда самолет поднимает нос - происходит набор высоты, когда опускает - снижается (это в общем). У вертолета несколько хитрее.
Кроме рычага циклического шага, у пилота вертолёта есть и рычаг "шаг-газ". С его помощью, управляют тягой двигателей, а также - шагом несущего винта. Чтобы набрать или сбросить высоту, вертолётчики работают тягой двигателей. А вот рычаг управления вертолётом - он служит для того, чтоб заставить вертолёт лететь в ту или другую сторону.
Объяснения весьма утрированы. Если кому захочется подробностей - спрашивайте.
А вот место второго пилота:

Здесь второй пилот исполняет ещё и обязанности штурмана.
Потолочные пульты-

Есть такая шутка - "Какого цвета стоп-кран у самолёта?". Полагается посмеяться и сказать, что стоп-кранов на самолёте не бывает. На самом деле бывают. Стоп-кран - это второе название пожарного крана, перекрывающего подачу топлива к двигателю в случае пожара. Как и все аварийные органы управления, стоп-краны окрашены в красный цвет.
Белые бобышки - еще одни рычаги управления двигателем. Ими пользуются при запуске, а также - при отказе одного из двигателей в полёте.
Остальные кнопки и тумблеры - это многочисленные автоматы защиты сети (АЗС) - предохранители другими словами. Также видно табло отказов  (несколько рядов транспарантов).
При фотографировании места второго пилота, в кадр попал рычаг "шаг-газ". В вертолётах они стоят под левую руку:

Между пилотских кресел, установлен аварийный самописец:

Теперь еще раз поглядим на левый борт -

Видна открытая дверь пассажирской кабины. Заглянем:

Места немного.

И вообще - интерьер весьма спартанский. Оно и понятно - вертолёт рассчитан на переброску оперативников. Для перевозки пассажиров, есть варианты покомфортабельней.
Но вообще, пассажиры, особо утомлёнными не выглядят.

Теперь уделим немного внимания силовой установке.
Двигатели на вертолёте, как я говорил, импортные. Лишний раз, об этом напоминает наклейки на капотах:

Виден вход воздухозаборника, и выхлопная труба левого двигателя:

С правого борта - аналогично.
Между двигателей расположен главный редуктор, который принимает мощность от свободных турбин, и перераспределяет её на винты.
Камовские вертолёты (за исключением Ка-22, Ка-60 и Ка-62) имеют одну уникальную черту - соосную схему, два винта друг над другом. По сравнению с вертолётами классической схемы, камовские машины более компактны, более живучи, и более энергичны.
Сейчас я покажу колонку несущих винтов. Собственно, на ней вертолёт в воздухе и держится:

Многочисленные тяги принадлежат автомату перекоса. Именно он и обеспечивает возможность управления вертолётом. Не будь такого автомата - приходилось бы устанавливать дополнительные винты спереди, сзади и по бокам.

Ну и немного о специальном оборудовании. Громкоговорители - чтоб подать сигнал, или транслировать команды:

И мощный ксеноновый прожектор - для подсветки наземных объектов:

А утром, пока техники готовили самолеты к полётам, "Камов" нас покинул.

Вот такой гость пожаловал к нам в середине мая 2010 года. Впрочем, в том же году, осенью, на аэродроме побывал еще один вертолёт МВД Татарстана - Ми-8МТВ-2. Целую неделю, он таскал нас на высоту.
Tags: Мензелинск, На земле, Татарстан, авиация, скайдайв
Subscribe

  • СНГ

    Помнится, не успел развалиться Союз и образоваться СНГ, как аббревиатуре сочинили расшифровку: "снова начали говорить". Именно это сейчас и…

  • У

    В выходные попался на глаза рекламный щит недалеко от городской ГИБДД: Тут прямо два в одном - и реклама, и социальная (реклама - потому, что…

  • Техническое - 8.

    Помните, недавно я рассказывал про поломку шлема и про планы по его ремонту? Прошла неделя, ремонт пока не выполнен. Почему? Потому, что токари, к…

promo admiral_scheer september 20, 2024 19:33 89
Buy for 20 tokens
Занимаясь прыжками с парашютом, и даже не просто занимаясь, а отводя этому занятию весьма немалую часть жизни, неминуемо сталкиваешься с отношением окружающих к этому занятию. Понятное дело, что нас, по небу летающих (я сейчас говорю не только за парашютеров, но и за близких родственников -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • СНГ

    Помнится, не успел развалиться Союз и образоваться СНГ, как аббревиатуре сочинили расшифровку: "снова начали говорить". Именно это сейчас и…

  • У

    В выходные попался на глаза рекламный щит недалеко от городской ГИБДД: Тут прямо два в одном - и реклама, и социальная (реклама - потому, что…

  • Техническое - 8.

    Помните, недавно я рассказывал про поломку шлема и про планы по его ремонту? Прошла неделя, ремонт пока не выполнен. Почему? Потому, что токари, к…