Igor_flam120 (admiral_scheer) wrote,
Igor_flam120
admiral_scheer

В хвосте

Одно время, в мировой авиации была популярна концепция установки двигателей в хвосте. Плюсы её: удаление от земли, что защищало двигатель от посторонних предметов; размещение позади пассажирских салонов, что уменьшало шум; приближение к оси самолёта, что уменьшает разворачивающий момент при отказе одного из; "чистое" крыло. По такой схеме были построены советские Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42, Ил-62; английский VC-10; американский Боинг 727; французская "Каравелла". Позже, во время эксплуатации, вылез и ряд недостатков такой схемы - разбег диапазона центровок; потеря управляемости на больших углах атаки. Впрочем, хоть на дальне- и среднемагистральных самолётах от такой схемы отказались; но на малых самолётах  и, в особенности, на бизнес-джетах, такая схема применяется до сих пор. Впрочем - куда там под крыло-то двигатели вешать?

Впрочем, хоть новые магистральные самолёты с двигателями в хвосте и не разрабатывают, всё же, ранее выпущенные машины продолжают летать. Вот и на днях, мне попался Як-42, принадлежащий "Саратовским авиалиниям":

Бортовой RA-42389. Самолёт относится к типу Як-42Д; был выпущен на Саратовском авиазаводе в 1990 году; заводской номер 4520424016542. Начал службу в Саратовском ОАО и продолжил у его преемников; разве что в 2000-м году состоял в Macedonian airlines.
Семейство Як-42 разрабатывалось с 1972 года, для замены самолётов типа ту-134 и Ил-18. В серию пошёл с 1977 года как Як-42, а в 1988 году появилась версия с увеличенной дальностью - Як-42Д. С максимальной загрузкой его дальность полёта составляет 1700 км, а перегоночная - 4000. В одноклассной компоновке самолёт берёт на борт 120 человек, а в компоновке бизнес/эконом - 104. К особенностям самолёта можно отнести наличие встроенного трапа, а также - отсутствия реверсирования двигателей: аэродинамика самолёта позволяет выполнять заход на посадку на скоростях 200 - 205 км/ч.
Кстати, о двигателях. Самолёт стал первым отечественным, на котором были применены реактивные двигатели с большой степенью двухконтурности.

Двухконтурными (ТРДД) называют такие двигатели, у которых часть воздуха их атмосферы проходит через камеру сгорания и турбину, а часть - обходит их (у обычных ТРД, весь забранный из атмосферы воздух сжимается в компрессоре, обеспечивает горение в соответствующей камере, после чего, в виде газов проходит турбину и сопр. Степень двухконтурности - соотношение объёма воздуха идущего мимо турбины к попавшему в неё; чем она выше - тем более двигатель экономичный на дозвуковых скоростях. Такие двигатели заметно сложнее - у них два компрессора и две турбины, по одной для каждого. После компрессора низкого давления, или вентилятора в официальной терминологии, происходит разделение потоков - часть в наружный контур, а часть - в компрессор высокого давления, камеру сгорания и турбины.

На заглавной фото, между прочим, хорошо виден вентилятор. на ней же видна посадка пассажиров в эконом-класс по встроенному трапу. Для Бизнеса - подогнали трап.

Салон самолёта - классический 3+3, 6 мест в ряду с одним проходом посередине (в бизнесе - 2+2):

Дизайн - простой, прямолинейный, из 70-х годов. Кресла - того же периода; в принципе - вполне удобные. Мало того, они преподнесли сюрприз:
2.

Спинки кресел погут складываться вперёд, а сидения - подниматься. Казалось бы - мелочь, однако, весьма удобно при посадке на место у окна; особенно если для ручной клади не хватило места на полках (или решил держать при себе). Очень жаль, что современные производители от такого решения отказались. Думаю, пассажирам лоукостеров понравилось бы; да и на традиционных авиалиниях - тоже.

Моё место оказалось в одном из крайних рядов. В иллюминатор просматривался правый двигатель:
3.


А ещё, можно было рассмотреть конструкцию крыла:
4.

Крыло - клёпаное; органы управления, за исключением триммеров элеронов - тоже, клёпаные. Триммера, как я понимаю - с сотовым наполнителем.
Для улучшения взлётно-посадочных характеристик, крыло снабжено двухщелевыми закрылками, на фото они в посадочной конфигурации. Кроме того, если присмотреться, то можно увидеть полосатый шток у левого нижнего края снимка. Это - механический указатель выпуска шасси, в обиходе - "солдатик".
По ощущениям от полёта. Сам самолёт показался мне вертким при маневрировании. Разбег - динамичный; пробег - с интенсивным торможением, несмотря на отсутствие реверса. Касательно же поведения - дала себя знать жёсткая конструкция крыла и фюзеляжа: кресла, практически не болтало.

Tags: авиация, впечатления, путешествия, техника, транспорт, фото
Subscribe

  • Краснодарский тур. Часть 2 Евпатория - Джанкой.

    Поезд отправлялся в 22-10, и время, отведённое на его ожидание, пролетело быстро; даром, что я не сидел на месте. Очень вовремя вспомнилось про…

  • Краснодарский тур. Часть 1 - до Евпатории.

    Итак, билеты куплены, заявление на отгул подписано, кот на время отсутствия проинструктирован. Можно отправляться: Прибыв на вокзал, обнаружил…

  • Преамбула

    Ну, вот, метнулся одним днём в Краснодар, перевёл дух, фото разобрал наполовину (те, кто есть в ВК и на ФБ, уже могли видеть выложенное); теперь…

promo admiral_scheer september 20, 2024 19:33 89
Buy for 20 tokens
Занимаясь прыжками с парашютом, и даже не просто занимаясь, а отводя этому занятию весьма немалую часть жизни, неминуемо сталкиваешься с отношением окружающих к этому занятию. Понятное дело, что нас, по небу летающих (я сейчас говорю не только за парашютеров, но и за близких родственников -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments

  • Краснодарский тур. Часть 2 Евпатория - Джанкой.

    Поезд отправлялся в 22-10, и время, отведённое на его ожидание, пролетело быстро; даром, что я не сидел на месте. Очень вовремя вспомнилось про…

  • Краснодарский тур. Часть 1 - до Евпатории.

    Итак, билеты куплены, заявление на отгул подписано, кот на время отсутствия проинструктирован. Можно отправляться: Прибыв на вокзал, обнаружил…

  • Преамбула

    Ну, вот, метнулся одним днём в Краснодар, перевёл дух, фото разобрал наполовину (те, кто есть в ВК и на ФБ, уже могли видеть выложенное); теперь…