Примерно такая же судьба сложилась у тогдашних деятелей искусства. Некоторые пополнили собою коллекцию персонажей анекдотов, другие же - оставили о себе долгую память.
Как раз, среди второй группы - достойных памяти, стоит имя Чурлёниса - литовского композитора и художника. Надо сказать - интересное сочетание; я пожалуй и не вспомню с ходу тех, кто запомнился сразу в обеих ипостасях. Более того - ряд картин Чурлёниса написаны им как сонаты.
Среди таких картин-сонат, лично мне больше всего запала "Соната звёзд. Аллегро":
С ранних лет я неравнодушен к космической тематике, ну и к технике. Соответственно, имелся у меня интерес к такой науке, как физика. А этот интерес, вкупе с чтением определённой литературы, вбил мне в голову понятие о том, что вокруг везде вокруг нас происходят электромагнитные колебания. Какие-то из них мы воспринимаем как видимый свет или ощущение тепла, а что-то наши чувства не воспринимают, и приходится пользоваться специальными приборами.
И вот, когда-то давно, мне попадает в руки книга про Чурлёниса. Я её начинаю читать просто из любопытства, дохожу до репродукций, и вижу картину, представленную выше. Сразу же - в голове всплывают ранее полученные знания.
Ну, как ещё истолковать? На картине имеется узкая полоса, представляющая собой звёздное небо; а вокруг неё - что-то абстрактное. И тут же у меня возникает мысль - да, это та часть Вселенной, не воспринимаемой нашими органами чувств. Вот сколько лет прошло уже с той поры, а до сих пор, эту картину я воспринимаю именно так.
Не могу я утверждать, применимо ли к Чурлёнису слово "визионер"; впрочем, как и не могу проникнуть в мысли человека, умершего более века назад. Но, честное слово, такое совпадение художественного образа, написанного задолго до моего рождения, и сложившейся в моей голове картины мира - не может не впечатлить.
Journal information